Полное имя: Мария Цигаль

Маша родилась 3 января 1980 года года в известной московской художественной семье Цигалей-Бирштейн. е бабушка Нина Ватолина была известнейшим мастером плакатной графики, сделавшей в 1941-м году плакат Не болтай!

«Родившись в художественной семье, я хотела быть кем угодно, только не художником! – говорит Маша. – Это ужасно, когда в дни рождения всем нужно рисовать подарки!» Куда больше чем рисовать, Маше Цигаль нравилось наряжать маму и украшать дом. Английская и художественная школы, фигурное катание – в ее детстве был весь стандартный воспитательный набор, за исключением, пожалуй, лишь музыкальной школы. Закончив школу общеобразовательную, Маша поступает в Строгановку, к чему лукавить – по блату. «Приехала на экзамен на такси, в белых шортах и майке. Среди абитуриентов обнаружила бородатых мужчин и серьезных женщин с семьями. Рисунок у меня был хуже всех, но меня все равно приняли. Из такой семьи не могли не принять. Могла бы вообще не ходить на экзамен, наверное».

В Строгановке Маша Цигаль проучилась три года. Студентка, работающая со стеклом, мечтала о Мурано – а получила хрустальный завод, разрабатывающий сервизы. 

Начало карьеры

В 1995 году, познакомившись с модными людьми, Маша Цигаль начинает активную деятельность и делает первую коллекцию – из грампластинок.

«Хотелось делать что-то, но было непонятно из чего. Денег нет, есть только желание. И очень любишь музыку!» Любовь к музыке вылилась в расплавление не лучших ее образцов, записанных на маминых пластинках: дома, вместе с молодым человеком, они переплавляли пластинки типа «Для вас, женщины». Винил мстил нереальной вонью. Так рождалась коллекция «Будем как солнце». Перфоманс был показан в клубе «Эрмитаж». Модели в черных трико несли на себе конструкции из пластинок. В конце показа вышла Маша – с рюкзаком-солнцем (сделанным из пластика, обклеенным фольгой) за спиной. На следующий день на первой полосе Коммерсанта вышла статья под заголовком В Эрмитаже взошло Солнце. Солнце нового дня сделало дизайнера Машу Цигаль знаменитостью.

А потом был конкурс неукрощенной моды в Риге, в жюри которого сидел Пако Рабанн: он и выдал Маше Цигаль главный приз.

«Конструкции из пластинок – это были не вещи, конечно, – вспоминает Маша Цигаль , – Тогда в Москве вместо фэшн-шоу существовали арт-проекты». Это немного осложняло жизнь: художники, занимавшиеся моделированием «вещей, которые можно было носить» не понимали, где их место. Маша Цигаль участвовала в живописных выставках и делала перфомансы, которые можно было продавать клубам как шоу: точно так же, как сегодняшние поп-звезды продают в казино свои концерты. Ее вторая коллекция под названием «Лапландия» – из сплавленного оргстекла, обклеенного орнаментом из серебряной пленки – была именно таким «шоу на продажу».

Следующей коллекцией от Маши Цигаль – уже наполовину-авангардной, наполовину носибельной – стала Place Tsigal.  На подиум вышла Лика Стар, которая тогда, в 1996 году, была поп-звездой, - без нижнего белья, в прозрачном платье. Одежда из коллекции Place Tsigal, с любимыми орнаментами, которые Маша рисовала с детства – кошечками, морячками и тд.. – была первым шагом к прет-а-порте. Вторым таким шагом стала коллекция Эксгибиционисты. «Это уже были вполне носибельные вещи, которые нужно было где-то шить. Размещать заказы в ателье стоило недешево, а денег ни у кого не было». Выходом из положения стали театральные мастерские: из-за недостатка денег, они с удовольствием брали заказы за скромное вознаграждение.

И тогда Маша Цигаль отправляется в Лондон – за новыми силами и образованием, все же, оказавшимся необходимым. Несмотря на то, что все в один голос уговаривали ее остаться (глупо уезжать, когда карьера пошла в гору, и все журналы единодушны в выборе дизайнера года), Маша уехала. И променяла все это на London College of Fashion, факультет фэшн-маркетинга. На курсе Маша была единственной русской. 

Звездный час

В 2000 году Маша вернулась в Москву. «Все задачи, которые я ставила перед собой в Лондоне, были выполнены. Я многому научилась и поняла, что хочу делать в жизни. Определилась с тем, что нужно производить, – что продается, и в чем я сама буду ходить. Тем более, что в Москве появилась новая жизнь и новые люди, взамен бандитов и наркоманов-художников Мне снова стало здесь интересно».

За два года Москва действительно изменилась. В этой ситуации был только один путь: создавать взамен что-нибудь новое. То есть, работать много и тяжело. Лондонская тема корсетов не могла не получить развития: Маша делает коллекцию «Мания Цигаль». Платья с корсетами, прозрачные шнурованные корсажи, белье… Коллекция посвящалась «маниям ХХ века»: мании величия, головокружению от успеха, нимфомании и клептомании. Следующим развитием темы женской сексуальности стала коллекция Forever Love – она была показана на первой московской Russian Fashion Week. «Мне очень хотелось делать нижнее белье, – рассказывает Маша Цигаль, – Но, приехав на Тушинскую чулочно-носочную фабрику, я столкнулась с полным советским беспределом. И поняла тогда, что даже у очень красивой коллекции не будет никаких перспектив получить массовое производство. С такой коллекцией можно сидеть и работать у себя дома, как дорогая швея. Но это – не мой образ жизни». 

В 2003-м Маша Цигаль  покупает три швейных машинки – и начинает реализовывать лондонские идеи. Так появляется коллекция XXX (Triple X) в стиле спортивный гламур. Источники вдохновения – здоровый образ жизни, современное искусство и музыка электро-клэш. В это же время Маша активно работает с музыкантами: делает им сценические костюмы. К

В 2004-м году на гастроли в Москву приезжает Уитни Хьюстон. У нее есть просьба: она хочет купит что-нибудь от русских дизайнеров. Организаторы приносят ей бархатные спортивные костюмы от Маши Цигаль – она покупает пять, и просит познакомить ее с дизайнером («Я зашла к ней в номер в «Балчуге, она обняла меня и сказала спасибо»). На сцену Кремля Уитни выходит в белом спортивном костюме. Еще одна звезда, оценившая одежду от Маши Цигаль по достоинству – Альберт, принц Монако. «Он увидел костюм на одной из вечеринок у олигархов, сразу же нашел меня и попросил сделать такой же». Именной костюм был подарен принцу незамедлительно.

Сейчас Маша продолжает творить.