Переключиться на мобильную версию

Секс в пост: Можно или нельзя?

Можно ли заниматься сексом в пост? Этот вопрос сейчас особенно актуален, потому что многие украинцы (а особенно женщины) пытаются поститься. Если ты постишься из религиозных убеждений, а не для того, чтобы похудеть, следующая информация тебе точно не помешает.

Считается, что сексуальные отношения во время поста мешают молитве
Считается, что сексуальные отношения во время поста мешают молитве
shutterstock.com

О воздержании христиан-супругов говорит апостол Павел: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим“ (1 Кор. 7, 5).

Мы видим, что супружескую близость апостол Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга. Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания – для упражнения в посте и молитве. Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами – по согласию.

Читай также: Зеленые коктейли: Польза и вкусные рецепты

Наконец, время это не должно быть настолько продолжительным, чтобы человек, лишившись полового общения с супругом (супругой), искушенный сатаною, впал в грех. Рекомендация ап. Павла настолько внятна и логична, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV в. ничего другого и не советовал. В IV в. два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет.

Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова ап. Павла и сказал, что “вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями“, то есть сами должны определять меру воздержания. Св. Тимофей также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.

В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в светлую пасхальную неделю и в иные дни по желанию. Обратите внимание на последние слова – по желанию!

Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления... В подложных, еретических, душевредных сборниках различных советов, в XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское “благочестие“ (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю.

Хотя каноны Церкви этого не требовали, но русские пастыри, проявляя дерзновенное творчество, предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после

Читай также: Топ-3 вторых блюда в Великий пост

С подобными взглядами спорили, конечно, не только простые люди, но и авторитетные иерархи. Из источников XI века известно, что новгородское духовенство следило, чтобы их прихожане воздерживались от супружеской близости во все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение не согласуется с требованиями святых отцов и церковных правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь одну пасхальную неделю. Другой новгородский владыка, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться кроме пасхальной в Федорову (то есть первую) и Страстную недели, то есть две недели поста и одну пасхальную, но никак не весь Великий пост.

Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочествые мнения. Дожили они и до наших дней.

Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.

Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке“, а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни“.

Ревность “не по разуму“ некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семье пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так:

Читай также: Камбала с лимоном за 5 минут

“...необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим“. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи“.

Что я могу, заключая эту маленькую тему, порекомендовать супругам-христианам?

Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея, чьи мнения вошли к сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества.

Далее: разрешите этот вопрос со своим духовником. С посторонними батюшками обсуждать его не следует. Это должен быть именно духовник, то есть близкий вашей семье человек, знающий все обстоятельства вашей жизни. (О том, как обрести духовника, говорить сейчас не буду.)

Помните, что сами священники часто следуют (есть у нас такая проблема) не канонам, а традиции, обычаям. И, бывает, не отдают себе отчет, что это противоречит святоотеческому мнению.

Пост в супружеских отношениях
Иерей Константин Пархоменко

А вот мнение из передачи Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (телеканал Спас):

Комментариев (67)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 600 символов
Отсортировать по дате Вниз
гость  (аноним)  24.03.2013, 03:41
Оценка:  -8
гость
Fogshimera , страх перед адом - это первая ступень на которой находятся дети как в прямом и переносном
смысле , у духовно взрослого человека - это любовь к Богу и к ближнему , наивысшая любовь - жизнь
отдать за ближнего своего. На этом стоит вера. Ну и где этот Энштейн ?Сейчас ему его открытие не поможет ,и не будь его, теорию относительности открыл бы кто-нибудь другой рано или поздно , нам это по сути безразлично)) Мне нравится анекдот "Таблица Менделеева сначала приснилась Пушкину ,но он ничего не понял"
RnBLiker    24.03.2013, 02:03
Оценка:  +7
RnBLiker
ну дро/чить надеюсь хоть можна))
Fogshimera  (аноним)  24.03.2013, 00:08
Оценка:  +9
Fogshimera
Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимите у него веру.
Fogshimera  (аноним)  24.03.2013, 00:06
Оценка:  +6
Fogshimera
...хотя учёные мужи уже пришли к выводу , что Бог есть.... Даты, фамилии, названия научных статей
Fogshimera  (аноним)  24.03.2013, 00:04
Оценка:  +9
Fogshimera
Этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Эйнштейн А.
гость  (аноним)  23.03.2013, 23:59
Оценка:  -9
гость
Нас не переспорить ,потому что мы не верим - мы знаем , а вы атеисты как-раз верите , потому что не
знаете как устроен этот мир и знать не можете . Даже наука ещё далека ,хотя учёные мужи уже пришли к выводу , что Бог есть . Некоторые его называют - Высший разум , но это не меняет сути )
Fogshimera  (аноним)  23.03.2013, 23:41
Оценка:  +8
Fogshimera
"Для чего нужно верить (в бога)? " В принципе все ответы сведутся к одному "знаменателю".
Fogshimera  (аноним)  23.03.2013, 23:38
Оценка:  +8
Fogshimera
Ну верующих все равно не переспорить. Ну тогда, верующие, просто скажите. Для чего нужно верить (в бога)?
Fogshimera  (аноним)  23.03.2013, 23:34
Оценка:  +9
Fogshimera
Не убивай, не воруй.... Нариком не становить. Принципы необходимые для жизни в социуме. Они присущи любым культурам.

И по поводу "А откуда вы протестанты появились?"

Я просто атеист.
гость  (аноним)  23.03.2013, 23:31
Оценка:  -9
гость
Fogshimera , а тебе не приходило в голову ,что ты тупо веришь ,что Бога нет ?)) Думаю , ты в начале пути
поиска смысла , мало ещё жизнь знаешь , мало книжек прочитал .
Реклама
Мы в соцсетях
Реклама
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь