От начала войны и российской агрессии по отношению к мирному народу Украины прошло уже больше месяца. За это время из нашей страны в поисках безопасности выехало более 4,5 млн беженцев. По данным ООН ООН, из них более 2 млн украинских детей, а внутренними переселенцами стали более 6,5 млн жителей Украины. Спасаясь от ужасов войны, многие беженцы оставляли дома мужей, родителей, друзей. Чувство вины, растерянность и реалии совершенно другой жизни в чужой стране – минимум, с которым сталкивается каждая вторая украинка, покинувшая место боевых действий. О том, как с этим справиться и выжить в новых реалиях, мы поговорили с практикующим психологом, психотерапевтом Анастасией Гебдовской.

Психолог Анастасия Гебдовская
Психолог Анастасия Гебдовская

Как адаптироваться к новым реалиям, другим правилам и условиям в чужой стране?

Культура — необходимое социальное пространство, задающее свои нормы и правила, чтобы из «ребенка-дикаря» вырос человек, имеющий возможность реализовывать себя — свои способности, потребности, стремления, желания. И как минимум один раз в жизни у каждого из нас это получилось. Правда, тогда нашими проводниками в этот мир культуры были родители. Сейчас многие из нас оказались в условиях, где нам снова нужно вписаться в новый мир. И мы снова в некотором роде как дети, которые не знают языка, традиций другой страны, не понимают, как поступать в некоторых ситуациях и как стать здесь своим. И в этой ситуации с новыми реалиями очень уместно вспомнить про главную движущую силу в развитии ребенка – любопытство.

Если на текущий момент сконцентрироваться на интересе (или на любопытстве), дать себе возможность удивиться и увидеть, что сейчас нам предоставлена уникальная возможность познать новую культуру, язык, познакомиться с новыми людьми, овладеть новыми навыками, открыть для себя новый мир и стать его частью, то ситуация приобретает иной смысл. Да, какое-то время тоска по прошлому будет догонять, ведь многое из того, что привычно, осталось в прошлом. Но мы-то всегда с собой.

Мои друзья, которые освоились в Европе до военных событий, говорят, что условия, созданные сейчас для беженцев, — обеспечение жильем, помощь с продуктами, медицинское обслуживание, социальная помощь, возможность работать с признанием украинских документов — облегчают процессы, сопровождающие иммиграцию в другие времена. К тому же во многих странах помимо интеграционных мероприятий (курсы изучения языка и встречи), вам предложат пси-поддержку в формате медицинской страховки. Наверное, у каждого из нас есть история друзей, у которых процессы интеграции заняли от полугода до года. Чем не карт-бланш? Признаем, не каждый день случается такая good luck.

Помощь Украине оказывают везде
Помощь Украине оказывают везде

Итак: акцент на интересе, практически оплаченный первый шаг открыть для себя новую культуру, фокус на возможностях, взгляд в будущее и забота о себе в настоящем.

И главное — позвольте себе быть неидеальным. Психике нужно время восстановиться после пережитых стрессов и собраться с силами и мыслями. Потому позволяйте себе бездействие, в этом случае это тоже может быть проявлением заботы о себе. Если хочется спать — спите, есть — ешьте. Сейчас не время для ограничений и строгой дисциплины. Среди нас нет ни одного человека, который бы не отреагировал на войну нарушением сна, неврозами или паническими атаками, и сейчас истощенная психика хочет взять свое. Покой, теплая вкусная еда, приятные впечатления, общение с любимыми людьми — сейчас необходимое лекарство для исцеления.

Фото Matthias Derksen: Pexels. Для украинцев создают хорошие условия
Фото Matthias Derksen: Pexels. Для украинцев создают хорошие условия

Как избавиться от чувства вины: «Своих» (мужа, друзей и т. д.) оставили дома, а сами спасаемся»

В обычной жизни помимо полярных вариантов есть много промежуточных. В ситуации войны необходимо принять, что есть два основных выбора — бежать или остаться. И никто не знает, как правильно, кроме нас самих. Ведь каждый выбор всегда личный, и составляющие, на него влияющие, у каждого свои. Кто-то после первых взрывов ощутил такой шок и панику, что выбор остаться даже не рассматривался. А есть те, кто может не только продолжать вести условно нормальную жизнь, а и работать и продуцировать новые идеи под звуки сирены и взрывов. У каждой психики есть свой (критический) предел ощущения опасности, в котором она может более или менее нормально функционировать. Нормально в данной ситуации — это обеспечивать свои потребности для выживания (здесь речь не идет о жизни и развитии). 

И потому желание выжить для многих значило покинуть опасное место. Потому что остаться — означало бы для психики умереть. 

Сейчас многие начинают сообщение словами: «Я в безопасном месте» или «Ты в безопасном месте?», поскольку безопасность стала одной из центральных потребностей, главной ценностью. На основе которой может выстраиваться и комфорт, и здоровье, и еда, и сон…А только потом — социальные связи и так до самореализации. Один мой друг написал: те, кто выехал за границу, выставляйте свои фото, где вы радуетесь, где вам хорошо. Мне приятно видеть, что людям хорошо, и это дает надежду на то, что жизнь наладится и в Украине. И, конечно, приятно, когда вы вспоминаете о тех, кто остался. Делитесь своими приятными переживаниями с теми, кто готов их разделить и пережить их вместе с вами. Изможденная от страшных новостей психика как никогда очень нуждается в «здоровом питании», другими словами, в хороших впечатлениях. Мы все имеем право на жизнь и на маленькие, а потом может и большие, радости.

Фото Byaghooti: Pexels. Нужно адаптироваться к новым реалиям
Фото Byaghooti: Pexels. Нужно адаптироваться к новым реалиям

 Как заставить себя начинать жить снова, избавиться от синдрома «чемодана» (вот-вот позовут домой)?

Где внимание — там и энергия. Если большая его часть в прошлом — значит, его меньше в настоящем и еще меньше в будущем. Если к тому же вспомнить, что прошлое прошло, а будущее еще не наступило, а мы — то, что сейчас думаем и делаем, то тут уж действительно понимаешь значение маленьких дел. Именно в том месте, где вы сейчас. Находиться в ожидании —  это состояние «ждуна», когда кто-то позовет и решит за меня, что пора или рано/поздно. Ключевой момент здесь: не я решаю, а значит, я нахожусь в пассивно позиции. Противоположная, на мой взгляд, очень наполняющая смыслами (со временем) позиция: я хочу жить (не в плане выжить), а для каждого это свое. Запишите, по чему вы скучаете, по каким своим состояниям. Закройте глаза и вспомните три свои любимые состояния, которые сейчас вам недоступны. Они в вас, а не в вашем доме, который вы оставили. И если вас позовут — вы это сможете свернуть, как вещи в чемодан, и развернуть снова в любом месте, которое вы назовете для себя домом.

Фото Matthias Derksen: Pexels. Даже если ушел из дома с одним рюкзачком, нужно начинать жить
Фото Matthias Derksen: Pexels. Даже если ушел из дома с одним рюкзачком, нужно начинать жить

Как избавиться от синдрома беженца (нет дома, нужной одежды, немного денег)?

Дом, одежда, деньги — неотъемлемая часть материального мира. Человеческое тело ведь тоже материя и нуждается в еде, воде, воздухе и т. п. А также и комфорте, любви. Кто-то уехал с одним чемоданом, а кто-то выбежал с маленьким рюкзачком — и ему больше некуда вернуться. Хорошая новость: есть тот, к кому мы можем применять все эти глаголы: уехать, вернуться, хотеть, жить. Если один раз у человека получилось организовать для себя комфорт, достаток, благосостояние, то со временем у него получится это в любом месте. В корне определения «беженец» — слово бежать. Что и предприняли те, кто оставил дом ради своего спасения. Ради жизни. Скорее, для большинства это был все же бессознательный выбор.

Но разве должно быть стыдно за то, что «я хочу жить»?

Фото Seva Kruh: Pexels Во всем мире поддерживают украинцев
Фото Seva Kruh: Pexels Во всем мире поддерживают украинцев