Что пугает наших детей – таких любимых и оберегаемых и, тем не менее, все же подверженных страхам и отрицательным эмоциям. 

Темнота
Страх темноты универсален – он может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста. Этот страх – отражение и продолжение страха смерти, страха перед небытием (ведь в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть). Это – страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным.
 
Очень часто страх темноты тесно связан со страхом перед сказочными персонажами – ребенку кажется, что они живут там и от них невозможно защититься.
 
 
Кроме того, темнота – это атрибут ночи, а ночью ребенок наиболее уязвим: силы организма минимальны, и он находится в наиболее угрожаемом положении, ведь все вокруг спят и защитить от опасностей не могут… Включается генетическая память о ночной темноте как о наиболее опасном времени для поколений наших далеких предков, когда дикие звери чувствовали себя хозяевами ночи, а люди были беспомощны.
 
Что делать и чего делать не следует?
Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, запирая одного в темной комнате – это прямой путь к возникновению неврозов и генерированию новых страхов – боязни замкнутого пространства, к примеру. Даже если проступок ребенка кажется тебе ужасным – выбери более гуманное наказание.
 
 
Вечером же, укладывая малыша, постарайся сделать так, чтобы отход ко сну был максимально комфортен, чтобы ребенок не был перевозбужден, в комнате горел ночник и засыпание происходило не в одиночку. Почитай малышу добрую сказку (без чудищ, опасных ситуаций, ссор, угроз и т.д.), обними, погладь, сделай расслабляющий массаж и не уходи из его комнаты, пока он не уснет (если ребенок спит один). В конце концов, лучше потратить полчаса, убаюкивая перед сном, чем полночи в борьбе с кошмарами.
 
Огонь
Люди до некоторой степени все же являются животными, хотя и сильно продвинутыми, поэтому страх перед огнем – символом опасности, атрибутом стихийных бедствий и катаклизмов, с которыми не совладать, записан у нас, что называется, в подкорке. Этот страх – конструктивный, поскольку он предохраняет ребенка от реальной опасности.
 
Однако если малыш столкнулся с реальной психотравмирующей ситуацией – стал свидетелем пожара или сильно обжегся, возможно закрепление этого страха и разрастание сверх всяких разумных пределов, когда дитя вздрагивает всем телом даже при виде зажигалки.
 
Что делать?
Спокойно и наглядно объяснить, что огонь в умелых руках – это добро и польза. Да, это и вулкан, и пожар – но ведь это одновременно и костер, у которого так здорово греться или петь песни, и огонь на плите, на котором можно приготовить вкусный ужин, и маяк, чтобы не заблудиться в темноте и найти дом…
 
В сложных случаях оптимальным вариантом будет обратиться за помощью к детскому психологу.
 
 
Смерть
Страх смерти – главный страх детей старшего дошкольного возраста. Он появляется в возрасте 5-7 лет и чаще всего приходит во сне. Это – отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих – пусть и в далеком будущем – перемен: взросления, старения, исчезновения. Появление этого страха – своеобразный маркер того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. В этом возрасте дети задают вопросы, как долго они проживут, это – период щемяще-трогательных фраз вроде: "Мамочка, ты никогда не умрешь, а когда я вырасту, то изобрету такое лекарство, чтоб мы с тобой жили всегда!"
 
Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает его, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. Отсюда и появляется собственно страх – как невозможность избежать неизбежного.
 
Малышам снится, что они умерли, снятся похороны (в особенности, если ребенок видел их наяву), снятся опасные ситуации, связанные со смертью: "Меня съел тигр", "Убили бандиты" и т.д.
 
Чуть позже начинают сниться сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных: ребенку может присниться, что умер кто-то из родителей (отголосок страха потери матери в первый год жизни), снятся уже умершие родственники. Не всегда эти сны действительно страшные (с умершим дедушкой ребенок может вполне мирно беседовать во сне) – пугает сам факт общения с потусторонним миром.
 
В связи со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (пожаров, ураганов, наводнений и т.д.) – ведь все это прямая угроза жизни; а также страх перед представителями иного мира (посланников неизведанного и жуткого небытия).
 
Что делать?
Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая от непосильных для детской психики переживаний вроде убийств и насилия на экране, разговоров при ребенке о болезнях и смертях, да и вообще бесед на тему как страшно жить. Постепенно ребенок примет устройство мира, и страх смерти притупится, уйдя на задний план и потеряв свою остроту.
 
 
Спокойно говори с ребенком о том, что, хотя смерть и случается со всеми людьми, однако будет это еще очень-очень нескоро, и ребенок, и его родные проживут вместе еще множество долгих и счастливых лет. А болезни совсем не означают непременной кончины (приводи ребенку конкретные примеры: "вот дядя Миша болел недавно – но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты – и все прекрасно живут-поживают дальше").
 
Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже любимого домашнего животного. В этом случае тебе может понадобиться помощь детского психолога.
 
Страх несоответствия
Это – последний из наиболее значимых детских страхов, и характерен он преимущественно для школьников. С поступлением в 1 класс для подрастающих ребятишек все более важной становится задача вписаться в коллектив сверстников, а также соответствовать требованиям взрослых (родителей и преподавателей), то есть – адекватно освоиться с новой для себя социальной ролью ученика, школьника. А для детей, не посещавших сад, новой будет и роль члена детского коллектива.
 
 
Если коротко, то в дошкольном возрасте преобладают страхи, основанные на инстинкте самосохранения, а в школьном – страхи социальные. Поэтому становится ясно, насколько уязвим переходный возраст – 7-8 лет, когда еще есть первая группа страхов и уже есть – вторая.
 
Ребенку теперь хочется уважения, понимания, он стремится получить определенный социальный статус (скажем, быть лидером или хотя бы не стать лузером – в зависимости от уровня притязаний). Кроме того, в этом возрасте уже сформирована совесть, и это также может быть дополнительным источником тревог и страхов – опоздать на урок, не выучить и получить двойку, подвести в чем-то класс и т.д.
 
Что делать и чего делать не следует?
Как поступать со страхами, характерными для дошкольного периода, мы уже подробно разобрались.
 
Что же касается социальных страхов младших школьников, то здесь важно соблюсти баланс и не перегрузить ребенка моральной ответственностью, не придавить его виной в случае неудач – но и не способствовать формированию безответственного характера: в попытке не пережать родители иногда получают чадо, начисто лишенное совести, живущее под девизом нет проблем.
 
Перед поступлением в школу не стоит нагнетать обстановку и рассказывать ребенку об обилии его будущих обязанностей, о том, насколько они важны, и не живописать, что с ним будет, если он не справится. Не надо обсуждать с ним и при нем недостатки преподавателей и администрации, не стоит делиться с ним жуткими историями из собственного детства. Словом, твоя задача – не сформировать у маленького ученика представление о школе как о неотвратимом кошмаре, от которого никуда не деться в ближайшие 11 лет.
 
 
Не нацеливай ребенка непременно на одни пятерки, не требуй от него звезд с неба. Завышенные притязания родителей ведут к тому, что ребенок испытывает дополнительный страх – им не соответствовать, а если эти завышенные притязания впитал уже и сам ребенок – это ведет к дезадаптации в школьном коллективе: задавак с претензиями не любит никто.
 
В случае неудач – не ругай сына или дочку, не запугивайте двойками. Лучше разбери ситуацию, по возможности помоги, расскажи о том, что и у тебя бывало не все гладко, и обязательно – как ты сумела все же справиться. Ребенок должен понимать, что ты – его надежный тыл, что всегда его поддержишь и поймешь, что не он один имеет подобные проблемы. И главное, что выход всегда есть.