Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле (Россия). В 1922 году его семья переехала в Москву. Родители режиссера были страстными библиофилами и с раннего возраста приобщали сына к театру. Он видел знаменитые спектакли Мейерхольда Лес, Ревизор, Даму с камелиями. Будучи выходцем из не пролетарской семьи (его отец происходил из крестьян, а мать имела цыганскую кровь), Юрий Любимов был вынужден оставить школу, и поступил в электромеханический техникум.

В то же время он занимался в хореографической студии по методу Айседоры Дункан.

В 1934 году Юрий Любимов был принят в студию при МХАТ-2 и через год сыграл свою первую, пока эпизодическую роль на сцене этого театра.

Начало карьеры

В 1936 году в рамках кампании по борьбе с формализмом МХАТ-2 был закрыт, труппа расформирована, а театральная студия упразднена.

Тогда Юрий Любимов поступил в училище при Театре имени Вахтангова и сразу же был введен на одну из эпизодических ролей в легендарную Принцессу Турандот и одновременно дебютировал в образе Клавдио в спектакле Много шума из ничего Уильяма Шекспира.

В 1940 году Юрий Любимов окончил учебу и был призван в армию. В годы войны он служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск. В 1996 году Юрий Любимов был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени. В 1946-м он вернулся в Театр им. Евгения Вахтангова и был зачислен в его труппу.

За двадцать лет Юрий Любимов сыграл более тридцати ролей и параллельно снялся во множестве фильмов.

Первой самостоятельной постановкой Юрия Любимова стала пьеса Много ли человеку надо на сцене Театра им. Вахтангова в 1959 году. Потом в течение двух лет он посещал семинары актера и режиссера Кедрова, любимого ученика Станиславского, после чего стал преподавателем Театрального училища им. Щукина.

Звездный час

В 1963 году Юрий Любимов поставил спектакль Добрый человек из Сезуана со студентами третьего курса. Эта пьеса, показанная на учебной сцене Щукинского училища, имела ошеломляющий успех, и режиссеру было предложено возглавить Театр драмы и комедии. Юрий Любимов решил полностью реорганизовать театр и взял в труппу выпускников своего курса.

23 апреля 1964 года состоялось открытие нового московского театра – Театра на Таганке. Юрий Любимов поставил на его сцене более пятидесяти спектаклей, среди которых Братья Карамазовы, Фауст, Евгений Онегин, Мастер и Маргарита и другие.

К середине семидесятых годов Таганка стала одним из театральных центров мира: спектакль Гамлет с Владимиром Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при на Международном театральном фестивале БИТЕФ в Югославии (1976), а Юрий Любимов поставил около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира.

В 1980 году театр готовил спектакль памяти Высоцкого, но его запретили власти. В 1982-м та же участь постигла и следующую постановку Юрия Любимова – Борис Годунов по Пушкину. Спустя еще год были запрещены не только два новых спектакля подряд, но и репетиции Театрального романа Михаила Булгакова.

В 1984 году Юрий Любимов выехал в Англию для постановки Преступления и наказания Федора Достоевского в лондонском театре Лирик по приглашению Ассоциации Великобритания – СССР. После нескольких его интервью западным журналистам Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке, а 11 июля того же года лишен советского гражданства.

За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов поставил множество спектаклей на Западе, его работы удостаивались высших театральных премий. Он смог вернуться в Россию в 1988 году и сразу же восстановил запрещенного прежде Бориса Годунова и спектакль Владимир Высоцкий. Им были поставлены новые спектакли: Пир во время чумы Пушкина (1989), Самоубийца Эрдмана (1990), Электра Софокла (1992), Живаго. (Доктор) Пастернака (1993).

Театр на Таганке часто выезжал на гастроли: труппа побывала в Японии, Гонконге, Греции, Германии, Хорватии, Финляндии, Франции, США и многих других странах.

Юрий Любимов всегда отличался строгостью и пристрастием к жесткой дисциплине в театре. Он считает, что с актерами нужно вести себя, как с дрессированными животными в цирке – заходить в клетку с хлыстом, а когда надо – давать "морковку".

В декабре 2010 года Юрия Любимов заявил, что хочет уйти в отставку и покинуть пост художественного руководителя Театра на Таганке. Он объяснил это решение конфликтом с департаментом культуры Москвы.

Летом 2011 года Юрий Любимов оказался в центре скандала – актеры театра потребовали от руководителя гонорар сразу после сыгранного спектакля на гастролях в Чехии. Их поведение обидело художественного руководителя, и 6 июля 2011 года Юрий Любимов сложил свои полномочия. Он покинул Театр на Таганке, не попрощавшись с труппой. Вслед за ним сцену оставили ведущие актеры Алла Смирдан и Дмитрий Межевич.

Юрий Любимов посвятил работе в этом театре в общей сложности более сорока лет. Кроме того, причиной ухода Юрия Любимова стала его супруга, венгерская журналистка Каталин Курц. Она занимала должность заместителя директора Театра на Таганке, и актеры часто обвиняли ее в неоправданной грубости, сквернословии и поступках, унижающих честь и достоинство работников театра.

Юрий Любимов уволил супругу по настоянию всей труппы, но вскоре и сам расстался с театром.

В 2012 году Юрий Любимов стал режиссером спектакля Бесы Федора Достоевского. Эта четырехчасовая постановка на сцене Академического театра приятно удивила критиков и поклонников его творчества. Юрий Любимов готовил к премьерному показу оперу Александра Бородина Князь Игорь, которая должна была состояться в декабре 2012 года на сцене Большого театра, но в итоге она была перенесена на неопределенный срок.

30 сентября 2012 года Юрий Любимов отметил свой 95-й день рождения на сцене Театра имени Вахтангова. 12 октября 2012 года Юрий Любимов оказался в больнице с диагнозом "сердечный приступ". 30 октября режиссер впал в кому, через сутки его состояние нормализовалось, но оставалось крайне тяжелым вплоть до ноября 2012 года.

Личная жизнь

В 1978 году Любимов и Каталин Кунц (1946 года рождения), венгерская журналистка и переводчица, поженились в Венгрии. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала Фильм, театр и музыка. В 1979 году в Будапеште у них родился сын Петр.

Фильмография

  • 1941 – Цветные киноновеллы
  • 1945 – Поединок
  • 1945 – Дни и ночи
  • 1946 – Беспокойное хозяйство
  • 1946 – Голубые дороги
  • 1947 – Робинзон Крузо
  • 1948 – Мичурин
  • 1948 – Мальчик с окраины
  • 1948 – Три встречи
  • 1949 – Кубанские казаки
  • 1951 – Белинский
  • 1951 – Прощай, Америка!
  • 1952 – Композитор Глинка
  • 1956 – На подмостках сцены
  • 1958 – Город зажигает огни
  • 1958 – Человек с планеты Земля
  • 1963 – Каин XVIII
  • 1970 – Хуторок в степи

Награды

  • Сталинская премия второй степени  за роль Тятина в спектакле Егор Булычов и другие Горького (Государственный академический театр имени Вахтангова)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Медаль За оборону Ленинграда
  • Медаль За оборону Москвы
  • Медаль За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Государственная премия России
  • Орден За заслуги перед Отечеством III степени  за большой личный вклад в развитие театрального искусства
  • Командор ордена искусств и литературы (Франция)
  • Великий офицер ордена Звезда итальянской солидарности
  • Кавалерский Крест Ордена Заслуги Республики Польша
  • Орден Полярной звезды (Швеция)
  • Орден За заслуги перед Отечеством II степени  за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Восходящего солнца 4 класса (Золотые лучи с розеткой) (Япония)
  • Почетный член Российской академии художеств

Подготовлено по материалам открытых источников.