Переключиться на мобильную версию

Секс в пост: Можно или нельзя?

Можно ли заниматься сексом в пост? Этот вопрос сейчас особенно актуален, потому что многие украинцы (а особенно женщины) пытаются поститься. Если ты постишься из религиозных убеждений, а не для того, чтобы похудеть, следующая информация тебе точно не помешает.

Считается, что сексуальные отношения во время поста мешают молитве
Считается, что сексуальные отношения во время поста мешают молитве
shutterstock.com

О воздержании христиан-супругов говорит апостол Павел: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим“ (1 Кор. 7, 5).

Мы видим, что супружескую близость апостол Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга. Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания – для упражнения в посте и молитве. Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами – по согласию.

Читай также: Зеленые коктейли: Польза и вкусные рецепты

Наконец, время это не должно быть настолько продолжительным, чтобы человек, лишившись полового общения с супругом (супругой), искушенный сатаною, впал в грех. Рекомендация ап. Павла настолько внятна и логична, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV в. ничего другого и не советовал. В IV в. два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет.

Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова ап. Павла и сказал, что “вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями“, то есть сами должны определять меру воздержания. Св. Тимофей также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.

В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в светлую пасхальную неделю и в иные дни по желанию. Обратите внимание на последние слова – по желанию!

Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления... В подложных, еретических, душевредных сборниках различных советов, в XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское “благочестие“ (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю.

Хотя каноны Церкви этого не требовали, но русские пастыри, проявляя дерзновенное творчество, предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после

Читай также: Топ-3 вторых блюда в Великий пост

С подобными взглядами спорили, конечно, не только простые люди, но и авторитетные иерархи. Из источников XI века известно, что новгородское духовенство следило, чтобы их прихожане воздерживались от супружеской близости во все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение не согласуется с требованиями святых отцов и церковных правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь одну пасхальную неделю. Другой новгородский владыка, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться кроме пасхальной в Федорову (то есть первую) и Страстную недели, то есть две недели поста и одну пасхальную, но никак не весь Великий пост.

Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочествые мнения. Дожили они и до наших дней.

Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.

Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке“, а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни“.

Ревность “не по разуму“ некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семье пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так:

Читай также: Камбала с лимоном за 5 минут

“...необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим“. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи“.

Что я могу, заключая эту маленькую тему, порекомендовать супругам-христианам?

Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея, чьи мнения вошли к сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества.

Далее: разрешите этот вопрос со своим духовником. С посторонними батюшками обсуждать его не следует. Это должен быть именно духовник, то есть близкий вашей семье человек, знающий все обстоятельства вашей жизни. (О том, как обрести духовника, говорить сейчас не буду.)

Помните, что сами священники часто следуют (есть у нас такая проблема) не канонам, а традиции, обычаям. И, бывает, не отдают себе отчет, что это противоречит святоотеческому мнению.

Пост в супружеских отношениях
Иерей Константин Пархоменко

А вот мнение из передачи Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (телеканал Спас):

Комментариев (67)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 600 символов
Отсортировать по дате Вниз
oleg477    25.03.2013, 18:19
Оценка:  +9
oleg477
всех попов обоссать
гость  (аноним)  25.03.2013, 14:12
Оценка:  -8
гость
Fogshimera (аноним) 24.03.2013, 21:53 - не совсем так. Во первых староверы сейчас и никониане так же пришли к выводу о единозначимости старого и никонианского обрядов и текстов. Поэтому сейчас есть понятие "единоверие". К тому же в никонианстве например приемлется двуперстное крестознамение. На самом деле старообрядцы чаще всего жглись сами. Единсвтенный казненный в срубе - протопоп Аввакум.
гость  (аноним)  25.03.2013, 14:09
Оценка:  -6
гость
Fogshimera (аноним) 24.03.2013, 18:36 - да, менялись, потому что появлялся духовный опыт, были ереси, которые приходилось отвергать, поэтому вчера праздновался День Торжество Православия - когда последняя ересь иконоборчества была отвергнута. Не забывай, что помимо Святого Писания есть еще и Церковное Предание - источник духовного опыта 2000 лет христианства.
гость  (аноним)  25.03.2013, 14:05
Оценка:  -7
гость
Пост для нас, а не мы для него. Предайтесь духовному - молитве,полезному чтению, благотворительности, взаимопомощи. А лишать супругу ласки - это не нужно Господу, будьте близки если есть любовь и брак.
гость  (аноним)  25.03.2013, 14:03
Оценка:  -8
гость
Церковь всегда делала акцент на духовном пощении. А если близость по любви и освящена браком - не станут батюшки благословлять на воздержание на длительный срок особенно молодых супругов. Мало того, священники не одобряют воздержание в браке слишком уж затяжное - это прямой путь к блуду.
гость  (аноним)  25.03.2013, 02:05
Оценка:  -8
гость
Fogshimera, ты сдесь потому что ты в поиске - и это прекрасно , хуже когда человек живёт как инфузория
и не о чём не задумывается . Я тебе желаю найти истину .
гость  (аноним)  25.03.2013, 02:00
Оценка:  -8
гость
" Библию" писали святые люди под диктовку самого Господа Бога . И мы часто видим знамения ,которые
подтверждают то , что это не просто книга .
гость  (аноним)  25.03.2013, 01:52
Оценка:  -8
гость
Fogshimera , вот в том то и дело , ты веришь только в то что видишь - ГЛАЗАМИ . А этот мир слишком
сложен и есть много вещей которые мы не видим ; есть интуиция , есть душа , есть вещи абсолютно не
обьяснимые с точки зрения науки - это в наше то время научного прогресса . Как сказал один учёный муж
" Я пришёл к выводу - чем больше я узнаю , тем меньше я знаю " Умный человек пусть даже атеист, может сказать только одно " я не знаю есть ли Бог, потому что я знаю самую малость и не могу на основании
этого делать выводы "
Fogshimera  (аноним)  24.03.2013, 21:56
Оценка:  +8
Fogshimera
....Господь говорил - " слепцы".... Начнем с того, что эти слова написали люди. Сами собой они на пергаменте не появились.
Fogshimera  (аноним)  24.03.2013, 21:53
Оценка:  +8
Fogshimera
Староверы отвергали предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Т.е. они отказались меняться. Они били христианами как и все.
1  2  3  4  5  6  следующая →
Реклама
Мы в соцсетях
Реклама
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь